On-line: гостей 2. Всего: 2 [подробнее..]
Внимание! Позиция Участников Форума может значительно отличаться от официальной позиции Движения Реалистической зоозащиты, представленной на Официальном сайте Движения http://www.real-ap.ru/

АвторСообщение
Лисиц
moderator




Сообщение: 149
Зарегистрирован: 08.07.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.07.09 20:19. Заголовок: Рекомендации "Круглого стола КОМИТЕТА ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ И ЭКОЛОГИИ


5 июня, по случаю Дня защиты окружающей среды в Госдуме прошёл Круглый стол «Гуманное отношение к животным – моральная потребность гражданского общества» с участием депутатов Госдумы, чиновников министерств, зоозащитных организаций.


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЯТОГО СОЗЫВА

КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ И ЭКОЛОГИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ
"круглого стола" на тему:

"Гуманное отношение к животным – моральная потребность гражданского общества"

5 июня 2009 г. Государственная Дума

Проведя с участием депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, коммерческих и некоммерческих организаций, деятелей культуры и искусства обсуждение вопросов защиты животных от жестокого обращения, участники заседания "круглого стола" отмечают:

Внимание к защите животных от жестокого обращения является одним из основных показателей цивилизованности и развитости общества. Необходимость эффективного правового регулирования гуманного обращения с животными признана многими странами более столетия назад. Соответствующее законодательство действует в странах Европы, США, Канады, Австралии, ряде стран Азии и Африки. Также в международном праве действуют пять конвенций, разработанных Советом Европы. Основополагающая Конвенция по защите животных принята Советом Европы в Страсбурге 13 ноября 1987 года. Именно на ее основе развивается национальное законодательство стран-участниц Конвенции в этой сфере.

В Российской Федерации законодательство, касающееся защиты животных от жестокого обращения, нуждается в развитии.

Одной из причин, сдерживающих эту работу, является то, что в соответствующих актах до сих пор не дано определение целому ряду широко используемых терминов. Так, неопределенность понятия "гуманность в отношении животных" препятствует в установлении правовых норм возможного негативного воздействия человека на объекты животного мира. В этой связи, возникает неоднозначное толкование основных принципов государственного управления в области защиты и устойчивого использования объектов животного мира, закрепленных, например, статьей 12 Федерального закона от 24 апреля 1995 года "О животном мире". Это приводит к тому, что жестокое обращение с животными в различных сферах человеческой деятельности становится допустимым.

Отдельной проблемной темой является отсутствие должного правового регулирования в сфере защиты животных в населенных пунктах Российской Федерации. На сегодняшний день в городах, где проживает более 75% населения страны, сконцентрированы самые острые проблемы, связанные с животными. Основной из них является отсутствие должной системы учета и контроля за численностью животных. Основываясь на данных из различных источников, которые существенно различаются, невозможно обеспечить благополучную санитарно-эпидемиологическую обстановку, уменьшить риски жизни и здоровью граждан при нападениях животных, и как следствие, - принять адекватные управленческие решения в этой области. При этом реализуют такие решения лица, зачастую не имеющие специальных знаний в этой области, используются методы, связанные с применением устаревших химических и технических средств, что причиняет животным неоправданные страдания.

На федеральном уровне вопросы содержания животных в городах и других населенных пунктах регулируются постановлением Совета Министров РСФСР от 23.09.1980 № 449 «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР», которое за 29 лет потеряло актуальность, поскольку не соответствует Гражданскому кодексу РФ (ст. 230-232), Уголовному кодексу РФ (ст. 245), современным принципам государственного управления. В частности, в соответствии со статьей 231 Гражданского кодекса РФ, право собственности на безнадзорное животное переходит лицу, у которого животное находилось на содержании и в пользовании, или муниципальному образованию по истечении шести месяцев с момента заявления о задержании животного, а в соответствии с пунктом 4 названного Постановления – через три дня.

Отсутствие правил содержания животных в условиях неволи, а также правовой ответственности собственников животных за их исполнение, необходимость в которых назрела уже давно, выводит широкий круг лиц из системы обеспечения эффективного исполнения законодательства, тем самым, увеличивая риск причинения вреда жизни и здоровью, как людей, так и животных.

Эта проблема актуальна, в том числе, при использовании животных в культурных мероприятиях, при организации выставок, зверинцев и зооцирков. На сегодняшний день значительное количество животных, особенно диких видов, содержащихся в условиях неволи, находится в пользовании юридических и физических лиц, отождествляющих себя как занимающихся творческой деятельностью и создающих культурные ценности. На указанные виды деятельности не распространяется требование о лицензировании, что приводит к тому, что владелец животного не несет ответственности в случае нанесения животным ущерба здоровью граждан и за жестокое обращение с животными, в частности, при дрессировке.

Оценивая правоприменительную практику, участники круглого стола отмечают то, что в Уголовном кодексе Российской Федерации ответственность за жестокое обращение с животными предусмотрена статьей 245, которая применяется редко и только в тех случаях, когда имеет место причинение увечий и убийство животных, оставляя вне сферы уголовной ответственности подавляющее большинство случаев истязания животных и нанесения им травм. Так, за последние 8 лет (с 2000 по 2008 год) по 245 статье в общей сложности по России зарегистрировано 4630 преступлений, из них в 2008 году – 390. Во многом это связано с тем, что жестокое обращение с животными по характеру и степени общественной опасности отнесено к преступлениям небольшой тяжести, и на фоне большого количества тяжких преступлений им не уделяется должного внимания.

В этой связи, негативным видится отсутствие административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения в случаях, когда деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Рассматривая жестокое обращение с животными в контексте названной статьи УК РФ, сложно не затронуть проблемы экологического образования и формирования экологической культуры, неразрывно связанные с гуманизацией сознания человека, особенно молодых людей, поскольку эта категория населения наиболее агрессивна по отношению к животным. И если опираться на данные социологических исследований, проведенных в России и США, согласно которым жестокость подростков по отношению к животным в большинстве случаев сопровождается противоправными поступками, направленными против общества, то следует сделать вывод о том, что решение данной проблемы становится одной из ключевых задач.

Проблема жестокого обращения с животными является актуальной также в сфере использования объектов животного мира при осуществлении охоты и рыболовства. В этой связи, нельзя не упомянуть принятые Правительством Российской Федерации меры в отношении запрета в течение года промысла гренландских тюленей на детных залежах, позволившие исключить применение жестоких методов добычи бельков (Приказ Росрыболовства от 16 января 2009 года № 13, зарегистрированный Минюстом России 16 февраля 2009 года, регистрационный № 13364). Вместе с тем, актуальной задачей остается дальнейшее нормативное правовое регулирование отношений, связанных с осуществлением охоты и охотничьего хозяйства: закрепление приоритета сохранения и воспроизводства охотничьих животных; обеспечение их биологического разнообразия и численности; применение орудий и способов охоты, отвечающих принципами гуманности и предотвращения жестокого обращения с животными.

Также необходимо отметить то, что наряду с уполномоченными в области охраны и использования объектов животного мира органами государственной власти, на территории Российской Федерации действует большое количество общественных некоммерческих организаций, а также инициативных групп любителей животных, накопивших значительный практический опыт по защите животных от жестокого обращения. Тем не менее, принимаемые ими меры не имеют должной степени эффективности, поскольку, ввиду недостатка финансовых средств на их реализацию, направлены на решение частных задач. При этом ряд регионов России не оказывает поддержки таким организациям.

Очевидно, что положение улучшится лишь тогда, когда защита животных закрепится в числе важнейших государственных задач, станет одним из приоритетов государственной экологической политики. В этих целях должна быть сформирована современная, соответствующая международным нормам и правилам система государственного управления, нормативного правового регулирования, а также образования и просвещения в сфере охраны объектов животного мира и окружающей среды в целом.

С учетом состоявшегося обсуждения, участники "круглого стола" рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации:

1.1. Подготовить предложения о внесении изменений в действующее законодательство:

- в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за жестокое обращение с животными в случаях, когда данное деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации;

- в статью 245 Уголовного кодекса Российской Федерации в части распространения уголовной ответственности на деяния, связанные с истязанием животных, не повлекшим их гибели и увечий;

- в Федеральный закон от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире" в части раскрытия содержания таких понятий, как «жестокое обращение с животными», «принципы гуманности», а также введения системы ограничений методов пользования животным миром;

1.2. Рассмотреть вопрос о введении в законодательство Российской Федерации норм, регулирующих вопросы содержания, регистрации, использования и оборота домашних животных.

2. Комитету Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии:

2.1. Поддержать ко второму чтению поправки в проект федерального закона № 66299-5 "Об охоте", предусматривающие:

- гуманизацию охоты путем установления ограничений и запретов на добычу охотничьих животных по полу, возрасту, срокам, способам и используемым при этом орудиям охоты;

- запрет добычи млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и в Красные книги субъектов Российской Федерации, кроме случаев отлова их в научных целях;

- регулирование в области государственного учета численности и мониторинга охотничьих животных, государственного охотничьего контроля и надзора;

- правовые основания для воспроизводства охотничьих животных и их защиты от факторов, негативно влияющих на их физическое состояние.

2.2. В целях устранения пробелов в федеральном законодательстве, сдерживающих развитие региональных систем нормативно-правового регулирования в сфере использования и охраны объектов животного мира, поручить рабочей группе по подготовке законодательных инициатив в сфере защиты животных от жестокого обращения Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии обеспечить систематическое взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, включающее:

- сбор и анализ предложений субъектов РФ по совершенствованию федерального законодательства в сфере использования и охраны объектов животного мира;

- проведение консультаций и правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в рассматриваемой сфере;

- обмен опытом нормативно-правового регулирования отношений, связанных с содержанием, использованием и защитой животных в субъектах Российской Федерации.

3. Правительству Российской Федерации поручить:

3.1. Министерству регионального развития Российской Федерации совместно с заинтересованными ведомствами разработать актуальные нормативные правовые акты, которые сформируют систему государственного регулирования в сфере использования и охраны животных в городах и других населенных пунктах вместо не соответствующего современному законодательству Постановления Совмина РСФСР №449 "Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и населенных пунктах РСФСР".

3.2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации подготовить предложения по присоединению Российской Федерации к Европейской конвенции по защите домашних животных № 125 от 13 ноября 1987 года.

3.3. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также Министерству сельского хозяйства Российской Федерации исключить из соответствующих нормативно-правовых актов умерщвление безнадзорных животных как меру профилактики инфекционных заболеваний, общих для человека и животных в населенных пунктах.

3.4. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации принять меры, направленные на устранение пропаганды жестокого обращения с животными в средствах массовой информации.

3.5. Министерству образования Российской Федерации подготовить предложения о введении в федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования основ экологических знаний, включающих основы биоэтики.

4. Генеральной Прокуратуре Российской Федерации:

Провести анализ правоприменительной практики статьи 245 Уголовного кодекса Российской Федерации.

5. Верховному Суду Российской Федерации:

Провести обобщение судебной практики статьи 245 Уголовного кодекса Российской Федерации.

6. Общественной Палате Российской Федерации рассмотреть вопросы:

6.1. О формах и методах общественного контроля за соблюдением природоохранного законодательства, включая защиту животных от жестокого обращения, структурами гражданского общества.

6.2. О запрете производства, демонстрации и распространения аудиовизуальной и печатной продукции, пропагандирующей жестокое обращение с животными.

6.3. О формировании гуманного отношения граждан к живой природе, развитии экологического образовании и просвещения.

Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Н.В. Комарова

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 5 [только новые]


Reinir
администратор


Сообщение: 1197
Зарегистрирован: 24.12.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.07.09 21:27. Заголовок: Вопрос-то намного ш..


Вопрос-то намного шире "гуманного отношения" и 245-й статьи....

Вот допишем свой законопроект - в этот комитет и обратимся. А то "Вита" там на круглом столе была (с ее-то "знаниями"!), а представителей нашего движения не было. Непорядок

Спасибо: 0 
Профиль
L2M
moderator


Сообщение: 239
Зарегистрирован: 03.07.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.07.09 09:42. Заголовок: Reinir пишет: А то ..


Reinir пишет:

 цитата:
А то "Вита" там на круглом столе была (с ее-то "знаниями"!), а представителей нашего движения не было.


А еще там (судя по перечислению участников) не было ни зоологов, ни охотоведов. Хотя элементарная логика подсказывает, что именно их-то (а не деятелей культуры) и должны были пригласить в первую очередь.

Спасибо: 0 
Профиль
Стэнли
moderator


Сообщение: 830
Зарегистрирован: 08.01.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.07.09 15:48. Заголовок: ввиду недостатка фин..



 цитата:
ввиду недостатка финансовых средств на их реализацию, направлены на решение частных задач


Здесь, мне кажется, перепутаны причина и следствие. Не действия направлены на решение частных задач из-за нехватки средств, а из-за неправильно расставленных приоритетов и туманной формулировки задач, большое количество финансовых и других средств тратятся впустую.


 цитата:
3.2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации подготовить предложения по присоединению Российской Федерации к Европейской конвенции по защите домашних животных № 125 от 13 ноября 1987 года.

3.3. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также Министерству сельского хозяйства Российской Федерации исключить из соответствующих нормативно-правовых актов умерщвление безнадзорных животных как меру профилактики инфекционных заболеваний, общих для человека и животных в населенных пунктах.


вот эти два пожелания противоречат друг другу. Из самого пункта 3.3. сложно понять, что просят исключить: умерщвление на месте (тогда всё нормально), или же это протест против эвтаназии (ведь исключить умерщвление вообще), или тем более если это завуалированный протест против отмены ОСВ - в последних двух случаях не получится никакого присоединения РФ к Европейской конвенции по защите домашних животных.

Кстати! Есть предположение, что с содержанием этой самой конвенции многие зоозащитники не знакомы вовсе или знакомы мало. Есть ли возможность разместить ссылку на форуме на оригинал и перевод на русский?

Спасибо: 0 
Профиль
Reinir
администратор


Сообщение: 1202
Зарегистрирован: 24.12.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.07.09 17:38. Заголовок: Стэнли пишет: Есть ..


Стэнли пишет:

 цитата:
Есть ли возможность разместить ссылку на форуме на оригинал и перевод на русский?



Можно вообще-то. Поробую сегодня поискать. Только официального перевода на русский вроде нет. Есть любительские.

Спасибо: 0 
Профиль
Reinir
администратор


Сообщение: 1203
Зарегистрирован: 24.12.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.07.09 21:03. Заголовок: Текст на английск..



Текст на английском

http://conventions.coe.int/Treaty/EN/Treaties/Html/125.htm

Спасибо: 0 
Профиль
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 207
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет